Летно-исследовательский институт
имени М.М. Громова

Самолет АН-26

Предназначен для перевозки и десантирования людей, грузов и малогабаритной техники на дальностях до 2000 км. Ан-26 - основной легкий военно-транспортный самолет ВС России. Имеется ряд модификаций, в том числе: Ан-26РТ - исходный вариант транспортного самолета, созданный на базе пассажирского самолета Ан-24, по классификации НАТО "Curl"; Ан-26Б (1981 г.) - усовершенствованный вариант самолета Ан-26, оборудованный для контейнерных перевозок; Ан-26БРЛ - самолет ледовой разведки; Ан-26М - летающая амбулатория; Ан-26П - противопожарный самолет; Ан-30 (1974 г.) - самолет для проведения аэрофотосъемки, по классификации НАТО "Clank"; Ан-32 (1977 г.) - вариант самолета Ан-26 с ТВД увеличенной мощности, созданный для применения в условиях высокогорья и жаркого климата, по классификации НАТО "Cline". Имеются модификации АН-32Б с более мощной ВСУ и увеличенной на 500 кг коммерческой нагрузкой, а также противопожарный самолет Ан-32П.

Ряд самолетов Ан-26 переоборудованы в летающие командные пункты, самолеты радиоэлектронной разведки, а также летающие лаборатории различного назначения, в том числе и самолет-лаборатория для облета новых и отремонтированных взлетно-посадочных полос. Вариант Ан-26 под обозначением Y-7H-500 строится в КНР. Размах крыла 29,2 м; длина самолета 23,8 м; высота 8,6 м; площадь крыла 75,0 м2. Экипаж самолёта состовляет 5 человек. Самолет Ан-26 способен перевозить 38-40 человек пассажиров или 30 десантников или 24 раненых с сопровождающим медперсоналом. Силовая установки состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24ВТ разработки ТВД ЗМКБ "Прогресс" и мощностью по 2103 кВт/2820 л. с., размещенных в гондолах под крылом с четырехлопастными винтами. В хвостовой части гондолы правого двигателя установлена вспомогательная силовая установка РУ-19А-300 (7,85 кН/780 кгс), предназначенная для создания дополнительной тяги при взлете и наборе высоты, а также для запуска основных двигателей и обеспечения электроэнергией систем самолета на земле при выключенных двигателях. Нагрузки самолёта следующие - максимальная взлетная 24000 кг, нормальная взлетная 23000 кг, пустого 15020 кг; топлива 5500 кг; максимальная коммерческая нагрузка 5500 кг. Максимальная скорость 540 км/ч; крейсерская скорость 435 км/ч;
посадочная скорость 190 км/ч; практический потолок 7500 м; практическая дальность: с максимальной нагрузкой 1240 км (по другим данным 1100 км), с максимальным запасом топлива (перегоночная) 2660 км,  длина разбега 780 м (по другим данным 870 м),  длина пробега 730 м (по другим данным 650 м). Бортовое оборудование обеспечивает выполнение транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и посадку при плохой видимости. Оно включает: пилотажно-навигационное, радионавигационное, радиосвязное, радиолокационное, десантно-транспортное и высотное оборудование, а также электрооборудование и противообледенительную систему. Пилотажно-навигационное оборудование состоит из комплекса пилотажно-навигационных приборов и автопилота. Имеется оптический бомбардировочный прицел ОПБ-1Р, служащий для точного сбрасывания десанта и грузов, метеорадиолокатор. Радиосвязное, радионавигационное и радиолокационное оборудование включает: 4 абонентских связных прибора, УКВ радиостанции, магнитофон, два радиокомпаса, радиовысотомер, станцию радиотехнических систем ближней навигации, самолетный ответчик, станцию предупреждения об облучении, рентгенметр. В состав десантно-транспортного оборудования входят средства десантирования людей, грузов, техники и перевозки раненых. Они оснащены тросами принудительного раскрытия парашютов и механизмами уборки вытяжных веревок. В грузовой кабине самолета установлен транспортер для механизированного сброса грузов и техники. В санитарном варианте устанавливаются санитарные стойки, ленты и оборудование для обслуживания раненых.
 
В самолете установлена система кондиционирования с автоматическим регулированием температуры и давления воздуха в герметичной кабине. Противообледенительная система микроэжекторного типа, с забором горячего воздуха от двигателей. Воздушные винты, два лобовых стекла кабины экипажа, приемники воздушного давления и часы летчиков имеют электрический обогрев. Питание самолетных потребителей электроэнергии в полете осуществляется от двух стартеров-генераторов и трех аккумуляторных батарей, а при работе на земле - от вспомогательной силовой установки. Самолет представляет цельнометаллический, свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением с форкилем и двумя фюзеляжными гребнями. В конструкции планера широко использованы клеевые соединения. Грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа оборудован универсальным трапом-рампой (закрывающим в полете грузовой люк), откидывающимся на землю для погрузки колесной техники и убирающимся под фюзеляж для загрузки самолета с борта автомобиля или при десантировании грузов и людей. При вынужденной посадке в аварийной ситуации экипаж и десантники могут покинуть самолет как через входную дверь и грузовой люк, так и через аварийные люки, два из которых расположены в бортах грузовой кабины и один - на потолке кабины экипажа. Часть самолетов Ан-26 и Ан-32 имеют четыре подфюзеляжных узла подвески, на которых могут размещаться бомбы или другое вооружение. Некоторые самолеты оснащены контейнерами с ИК ложными целями.

Находится на вооружении ВВС стран СНГ, а также эксплуатируется в 26 других государствах. Самолет Ан-32 используется в странах СНГ, Индии, Перу, Афганистане, Никарагуа, Сан-Томе и Принсипи, Танзании. В начале декабря 2000 года обсуждалась возможность расширения круга российских авиаперевозчиков, задействованных в программе ООН по оказанию гуманитарной помощи развивающимся странам. В настоящее время по линии ООН в Сьерра-Леоне, Западной Сахаре, на Гаити, в Эфиопии, Центрально-Африканской Республике, Хорватии и других государствах мира выполняют задачи около трех десятков российских вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-26. В середине августа 2000 года в Туле прошел аукцион по продаже техники Тульского авиапредприятия: Ан-2, Ан-24, Ан-26. С молотка ушел лишь один Ан-24 и один грузовой Ан-26Б 1984 года выпуска (его удалось продать примерно за 80 тысяч долларов, в 1,5 раза дороже стартовой цены). Оба судна купила авиакомпания из словенской Любляны. Ан-26, первоначально созданный как тактический военно-транспортный самолет, - вариант пассажирского Ан-24, широко используется и гражданскими авиакомпаниями для коммерческих перевозок на относительно небольшие расстояния. Киевским авиационным заводом в 1968 - 1985 гг. построено в общей сложности 1410 самолетов этого типа. Ан-26 отличается высокой устойчивостью, легкостью управления, простотой техники пилотирования и хорошим обзором из кабины экипажа, что делает его доступным летчикам средней квалификации. Высокие взлетно-посадочные качества и проходимость шасси обеспечивают самолету непритязательность к взлетно-посадочным площадкам и позволяют круглый год эксплуатировать его на грунтовых, травяных, галечных, песчаных, заснеженных и размокших аэродромах относительно малых размеров. Самолет Ан-26 может применяться для десантирования людей и техники. Габариты перевозимых грузов: ширина 2,1 м, высота 1,5 м. Самолет широко использовался в боевых действиях в Афганистане.
 
Для тушения лесных пожаров применяются ракеты для искусственного вызывания осадков, представляющие собой патрон восьмого калибра, выпускаемые с самолетов Ан-26, летающих на высоте 3-4 тысячи метров. Из бортовой аппаратуры, выведенной в герметичное отверстие в иллюминаторе, посылается заряд в облако с расстояния 80-100 метров. Как сообщалось в мае 1999 года, Министерство обороны РФ планирует организовать конкурс на лучший проект "универсального" самолета для замены Ан-26. По данным Федеральной авиационной службы (ФАС) РФ на 1 мая 1998 года, в России в эксплуатации находилось 276 грузовых самолетов Ан-26. По прогнозу ФАС в 2005 году останется всего 126 гражданских Ан-26. Не меньшими темпами должно проводиться и списание самолетов Ан-26 в вооруженных силах. Логично ожидать, что в планируемом конкурсе могут принять участие С-80 разработки АО "ОКБ Сухого", Ил-114 АК им Ильюшина, Ту-130 АНТК им. Туполева и МиГ-110 АНПК "МиГ". Все перечисленные выше проекты имеют грузоподъемность в диапазоне 5-6,5 т и оснащены двумя ТВД, но так как выбор ТВД необходимой мощности в России неширок, то очевидно что их силовая установка будет состоять из двух ТВД типа ТВ7-117С и его модификаций. Именно из-за такой вынужденной "заданности", основные летно-технические характеристики самолетов во многом совпадают. В феврале 2000 года министерство обороны Литвы объявило публичный конкурс на ремонт, монтаж дополнительного оборудования и модернизацию двух самолетов Ан-26 литовских ВВС, но ни одна из 4 участвовавших в конкурсе компаний не соответствовала требованиям конкурса. 23 августа 2000 года решение Минобороны Литвы о ремонте самолетов Ан-26 на Киевском ремонтном заводе самолетов гражданской авиации поддержало правительство Литвы. У министерства не было времени объявлять новый конкурс, т.к. в сентябре на этих самолетах литовские военные должны были отправиться на международные учения в Данию, а в ноябре военные из трех Балтийских стран - в Боснию и Герцеговину для участия в миротворческой миссии. Поэтому был проведен опрос и без конкурса для выполнения ремонтных работ был избран завод в Киеве. Он предложил самую низкую цену за ремонт (595 тысяч долларов США) и самый долгий гарантийный период (3 года).
 
Завод пообещал провести ремонт в течение 45 дней. Самолеты литовских ВВС и раньше ремонтировали на этом заводе. Минобороны считает, что ремонт необходим этим самолетам, а его задержка повышает расходы на техосмотр и ремонт. В последний раз Ан-26 ремонтировались в 1995 году и тогда для них был установлен межремонтный период на 5 лет, который завершился в 2000 году. Разработчиком самолёта является АНТК "Антонов". 


Полезные страницы:
10

Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова © FinS.ru