Летно-исследовательский институт
имени М.М. Громова

Самолет ЯК-42

Пассажирский самолет ЯК-42 предназначен для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. На ЯК-42 установлены три экономичных малошумных турбовентиляторных двигателя. Дальность полёта ЯК-42 составляет 1850км. Крейсерская скорость самолёта 820км/час. Максимальная загрузка равна 14500кг. Количество пассажиров на борту 100 – 120 человек. Автономный пуск двигателей, бортовой и хвостовой трапы для входа в пассажирский салон дают возможность эксплуатировать самолет на малооборудованных аэродромах. Компоновка пассажирского салона в 100местном варианте выполнена по схеме "багаж при себе". Два бортовых трапа - один в хвостовой части, другой на левом борту фюзеляжа - сокращают погрузочно-разгрузочное время. Багажники и гардеробы располагаются непосредственно у входа. Встречные потоки пассажиров исключаются. В нижней части фюзеляжа, под полом, расположены два грузовых отсека большой емкости для перевозки грузов, почты и багажа в стандартных контейнерах, погрузка которых производится через наружные бортовые люки.

Технические характеристики самолета ЯК-42

Назначение самолета ЯК-42 Пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности
Размеры самолета ЯК-42 размах крыла 34,88 м
длина самолета 36,38 м
высота самолета 9,82 м
Летные данные самолета ЯК-42 крейсерская скорость 750 км/ч
дальность полета до 1805 км
пассажиров в кабине двух классов - 104
в туристическом классе - 120
Экипаж самолета ЯК-40 2 пилота
Грузовые характеристики максимальный взлетный вес 57,5 тонн
максимальный посадочный вес 57,5 тонн
максимальная коммерческая загрузка - 14,5 тонны
Двигатели Три турбовентиляторных реактивных трехроторных двигателя
взлетная тяга 6500 кгс
расход авиатоплива 3 т/ч

Самолет разработан в качестве замены для самолетов типа Ил-18 и Ту-134.

К созданию самолета в ОКБ А.С. Яковлева приступили в конце 1972 г. Первый вариант проекта представлял собой увеличенный в размерах самолет Як-40 с тремя ТРДД Д-36 и практически прямым крылом. В дальнейшем было решено использовать стреловидное крыло.

Первый полет опытного самолета состоялся 7 марта 1975 г. На этом самолете крыло имело угол стреловидности 11 град., на втором и третьем самолетах угол стреловидности был увеличен до 23 град. После завершения летных испытаний в 1980г. самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию

В 1988 г. началось производство модификации Як-42Д с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета. Дальнейшим развитием самолета стала модификация Як-42-100

В 1989 г. было получено техническое задание на разработку улучшенной модификации Як-42М с тремя ТРДД Д-436М тягой по 7500 кгс. Длина самолета увеличена до 40.47 м, а размах крыла - до 35.5 м Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-42М обеспечит автоматическую посадку в условиях метеоминимума по категории IIIa ИКАО. Новые двигатели позволят сертифицировать самолет в соответствии с нормами ИКАО, глава 3.

Число мест в кабине экономического класса равно 168. Максимальная взлетная масса составляет 63 т. Имея на борту 150 пассажиров, самолет может совершать полеты на расстояние до 2500 км (с резервами топлива)
Предполагалось, что самолет в 1995 г. поступит в эксплуатацию, но отсутствие финансирования не позволило это сделать.

В 1987 г. началось проектирование среднемагистрального самолета Як-242 с двумя ТРДД на подкрыльных пилонах. В качестве силовой установки предполагалось использование ТРДД ПС-90А12 с тягой по 12000 кгс или западных двигателей типа CFM56. Появление самолета ожидалось после 2000 г.


Полезные страницы:
10

Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова © FinS.ru